01.11.15

Домашнее, дровяное, теплое

Благодаря помощи друзей мы поехали за дровами. Мы из угольно-антрацитового региона и пока сложно ориентируемся в местном топливном ресурсе. Соседка, тетя Надя, учит нас выживанию в отопительно-дровяной сезон: «Сосну для топки нельзя, она смолистая и может забить дымоход. Тепла не много, а копоти много. Дымоход забьется, можно угореть».
Мама дорогая! Послушала лекцию, боялась спать. Мои на меня опять воспитательно кричали. Потом пояснили, что дымоход для печки у нас отдельный. Для котла отдельный. И оба прямые, как их еще называют, пролетки. То есть, нет порога, где обычно оседает копоть. Он есть, но не там, где мы топим. В общем, остановили нарастающую  панику.  

А еще у Жизнелюбия  есть «метла Гарри Поттера» - длинная малиновая ветка с листьями, которой она раз в неделю, оседлав крышу, чистит дымоходы. В общем, у всех все под контролем, усьопропальство только у меня.
Приехали в столярку. Покупаем дубовые отходы мебельно-банного производства. Муж зашел в столярку, аж засветился. Прям, ух! Глаза горят, взгляд уже  ощупывает  станки, ноздри воздух втягивают. Говорит, ох, как у вас вкусно пахнет  лесом. Стружки перебирает, что-то себе мурчит. Пока ждали заведующего по дровам, муж успел поговорить с мужиками, подсказать что-то там, в наладке станка, что-то потыкать, что-то подергать. И пошло «фуганки-муганки, фромуги-косуги, фрезы-шмезы», не очень понимаемый смыслово-строгально-столярный словарный ассортимент. Скучает по работе, я вижу. Мне опять грустно. Когда оно вернется, любимое дело, любимые посиделки над эскизами, вот это, «поддержи, прошлифуй, подкрась, как ты думаешь, тебе нравится» и запах…Запах сосны, липы, ясеня, дуба, бука, граба, вишни, ольхи…Ох, я, наверное, уже не вспомню эти  запахи, не отличу. Раньше различала. И на запах, и на ощупь. Ольху люблю, липу и осину. Они, как бархатные. Стружки люблю. Вспоминаю, как дети играли кубиками в куче стружек. У них было самое богатое детство: свой сенник, свой уголок в столярке и кубики, ромбики, брусочки вся размеров, цветов и пород. Дети даже на стружках, как и я в дедушкиной столярке, писать учились. Да, такие стружко-телеграммы. Буквы из кубиков выкладывали, строили что-то. Сама не заметила, как руки в опилки погрузила. Перебираю. Думаю, надо было мешок взять, опилок   попросить или купить. Просто в саду высыпать, как мульчу и чтобы запах был. Этот уникальный, незабываемый запах мира. Наш дом всегда пах травами и деревом. Наверное, мне не хватает запаха дома.
Пришел главный по дровам. Показал, где и что можно грузить.
Смотрю, у Сергея шок.
-Это дрова? - спрашивает.
-Так, то бери, грузи, - отвечает старший по дровам, - потім поміряємо куб, і до каси.
Муж украинский знает, не говорит, так как стесняется, что будет азировщина.
Я в переводчиках.
-Грузим. Тебе говорят, дрова, значит, дрова, нормальные палки, а чё?
-Палки!!!!!- рычит в ответ.
-Ну, лес, - поправляюсь я столярной терминологией.
-Лена, это дуб! Дуб! Дууууууб!- как-то пугающе, знаково-загадочно.
-И шо? Не будет гореть? Надо другой? Не те дрова? - пытаюсь уловить проблему.
-Какие дрова! Это же за доллары покупают. Это (….) ,- не напишу, так как не запомнила, ну, что-то очень столярно-крутое, короче, супер-пупер дуб или пупер-супер дуб, а это его супер дубовые обрезки (как на меня, просто обрезки с корой и сучками).
-Не будем брать?
-Будем, будем, - говорит, вернее, воркует над кучей муж, выбирая палки, ой, лес, ой, супер-пупер дуб,- это на дверцы, это на полочку, это на ножки, это столешница, - укладывается в замеритель.
-А дрова?
-Рррррррр! Бери и грузи, пошире, потолще, поровнее.
Вздыхаю. Хозяин-барин. Я тут ничего не понимаю. Гружу.
Всю дорогу домой, тихое бубнение за рулем:
-Как? Ну, как этим топить? Как! Это же дуб! Я столик сделаю. Кухня! Полы! Веранда! Никакого пластика! Дуб! Ты понимаешь, тут дуб! И еще стулья. И кровать! – замечает мой косой взгляд, - Дрова будут, я оставлю! Бусы хочешь, дубовые, - примирительно, - или сережки? Нет, ну, ты представляешь, такой дуб, а они в дрова. Это клад! Понимаешь?! Клад!
Радостно киваю. Конечно, клад. Я его еще восемнадцать лет назад нашла. Среди стружек и опилок, в столярке. Теперь вот он, клад, рулит, мечтает, о мебели, о ремонте, о новой столярке, своем деле, сережки обещает и бусы. Конечно, клад!
П.С.Первый раз говорили о будущем. И когда ехали домой и когда все вместе сидели возле печки. Решили, что, не смотря на подаренный нам котел, печку оставим и в будущем (!) сделаем из нее камин.Мечтали! Наверное, мы оттаяли или нас отогрели. Или корни пускаем. Не знаю. За эту неделю почти не говорили о "там" и "зона". Только, когда мне звонят с докладами о ситуации, прям, как в штаб. Записала и выключаюсь или переключаюсь на Дом, на здесь, на сегодня, на завтра, на мир.
Сидеть возле теплой печки. Это такое счастье. Заварила свой чай. Дрова щелкают. Огонь, что-то шепчет. Мы укрылись пледом и слушаем, как гудит топка. Тепло! Спасибо всем, кто помог в этом.
Дрова возим и делим на две кучи. Одна-дрова, вторая- «это я тут подпилю, тут подстрогаю». Дети отжали кусок коры на поделки, уже мастерят вешалку для браслетиков. Я присматриваю в этом разнообразии, что-то для бусиков. Прямо не двор, а ювелирная мастерская. Снова привычно пахнет деревом. Я кладу кусочки коры и досточки на припичек, они сохнут и наполняют комнату удивительным запахом Дома. Спасибо! Спасибо! Спасибо!

Немає коментарів: